13 лучших 16-битных хорроров
Расцвет популярности хорроров пришёлся на эпоху PS1, однако и до этого выходило немало качественных представителей жанра. Конечно, далеко не все из них были чистокровными хоррорами, но в этих играх хватало знакомых элементов, привычных для всех поклонников виртуальных ужасов.
Тайтлы из сегодняшней подборки объединяет то, что они не перегибали палку в плане насилия. Дело в том, что в начале 90-х годов вопрос насилия в видеоиграх стал довольно щепетильной темой после релиза Mortal Kombat, так как в большинстве стран не было системы рейтингов. После того как в 1994 году появилась система ESRB, в продаже стало появляться больше тайтлов, содержавших в себе сцены жестокости, что и стало причиной роста популярности хорроров. В этой подборке вы найдёте лучшие хорроры, выходившие ещё до того, как жанр оказался на своём пике.
Nosferatu
Содержание статьи:
Студия SETA явно собиралась назвать эту игру Prince of Transylvania, если бы не проблемы с авторскими правами. Nosferatu настолько похожа на классическую Prince of Persia Джордана Мехнера 1989 года, что даже сложно в это поверить. И это не критика, это похвала. Большинство 16-битных хорроров того времени были плохо продуманными адаптациями, которые подражали лучшим играм жанра beat ’em up, а потому Nosferatu стала глотком свежего воздуха.
Здесь нас ждёт множество монстров, с которыми нам предстоит сражаться, но большую часть времени мы потратим на головоломки. Конечно, анимации слегка не хватает плавности, а главному герою – скорости передвижения (эту деталь тоже стоило скопировать у Prince of Persia. Тем не менее, это редкий тайтл, в котором мы можем избивать призраков и горгулий голыми кулаками, и пройти его стоит как минимум ради этого. одно это делает ее стоящей.
Decap Attack
Super Mario Bros. 2 – не единственная ретро-игра, в которой нас пытаются одурачить, слегка перекрасив японский эксклюзив. Decap Attack выполнена по тем же лекалам, ведь это хоррор-вариация игры Magical Hat. Но в первую очередь это невероятно весёлый тайтл для Genesis с великолепной 16-битной графикой.
Дизайн уровней и механика передвижений в Decap Attack слегка напоминают Sonic the Hedgehog, и хотя мы не будем проноситься по уровням так же быстро, как синий ёж, основная часть геймплея всё ещё похожа на приключения Соника. Здесь куда больше китча, чем в более серьёзных проектах на платформах четвёртого поколения, поэтому если вы ищете ретро-хоррор на Хэллоуин, который не будет слишком страшным, обязательно попробуйте сыграть в Decap Attack.
Chakan: The Forever Man
Если вам нравятся 16-битные игр, вы уже знаете их главные особенности: высокая сложность, прыжки веры и неумолимые стаи врагов. Это применимо к значительной части библиотеки Sega Genesis, но одним из самых ярких примеров является Chakan – игра, чья высокая сложность сглаживается уникальным готическим художественным стилем и непривычно содержательным сюжетом.
Кроме того, здесь нам даётся бесконечное количество жизней, так что нам не придётся заново проходить всю игру после очередной смерти.
Платформингу в Chakan не хватает плавности, а главный герой из-за своего высокого роста регулярно попадает под удары противников. Тем не менее, плюсов в игре куда больше: она представляет собой уникальный сплав элементов геймплея Castlevania и Metroidvania, что делает её едва ли не первой метроидванией на рынке (ещё до того, как был придуман этот термин).
В игре есть даже центральный мир, и вы можете выбирать уровни в любом порядке. Только поторопитесь: на прохождение всех уровней в каждой локации отводится определённое время.
Nightmare Busters
Это довольно интересный проект, ведь его издали уже сильно позже окончания срока жизни Super Nintendo. В начале 90-х производство игры прекратили, однако Super Fighter Team спасла, доделала и выпустила многострадальный тайтл в 2013 году при поддержке ретро-энтузиастов. Не каждой отменённой игре для SNES так повезло.
Nightmare Busters – это мрачновато-комичная и стильная игра в жанре run-and-gun, которую лучше всего проходить в компании с другом. Она суматошная, требовательная и крайне неумолимая. Можно считать, что перед нами Metal Slug, но только с демонами: нашему лепрекону-протагонисту гораздо легче зачищать уровни, если ему помогает его брат-близнец. Отдельно стоит отметить анимацию персонажей, которая получилась удивительно плавной по меркам тайтлов для SNES.
Laplace’s Demon
TurboGrafx-16 была настоящей сокровищницей видеоигр, которые выходили в Японии и оставались там. Ввиду недостаточной популярности консоли на Западе, нет ничего удивительного в том, что Laplace’s Demon остался эксклюзивом для Японии. Удивительнее то, что в сообществе фанатов хоррор-игр, где так сильно превозносят Sweet Home, эта JRPG в жанре survival horror остаётся забытой несмотря на то, что вышла первой.
Вышедшая в 1987 году на японских домашних компьютерах, Laplace’s Demon была портирована на TurboGrafx-16 и SNES в начале 90-х. С её сеттингом в духе Лавкрафта, уникальными ролями персонажей и великолепными аниме-обложками эта игра должна была завоевать популярность – если не тогда, то уж точно в наши дни, когда эмуляторы позволяют нам познакомиться практически с любым тайтлом. К сожалению, заслуженного признания игра так и не добилась, но проходить мимо неё точно не стоит.
Clock Tower
Первую часть серии Clock Tower изначально не выпускали на Западе, а Clock Tower 2 на PS1 и вовсе провалилась, когда появилась на американском рынке. Оригинальная Clock Tower представляет собой отличный короткий хоррор с высокой реиграбельностью и обилием напряжённых сцен. К слову, здесь имеется несколько концовок, которые зависят от принятых вами решений во время прохождений.
Геймплей по большей части состоит из решения головоломок и беготни от Человека с ножницами. Оружие нам не выдают, поэтому придётся прятаться или грамотно использовать элементы окружения (все мы знаем, что в более поздних хоррорах это станет уже привычным штампом).
Splatterhouse 2
Серия Splatterhouse от Bandai Namco носит культовый статус среди поклонников ретро-хорроров, и на то есть веские причины. Во-первых, эти игры по графике далеко опережали своих консольных собратьев, а их геймплей по-прежнему выглядит свежо. Splatterhouse 2 – это двухмерный beat-’em-up, но передвигаемся мы в нём только в одной плоскости.
Это означает, что нам придётся уклоняться от вражеских ударов и атаковать противников в довольно тесном пространстве, что сильно отличает игру от других представителей жанра. Графика и музыка выполнены на невероятном уровне (по меркам Genesis), а постоянно меняющиеся локации радуют своим разнообразием.
Из двух частей Splatterhouse на Genesis особенно хороша вторая, а вот триквел увёл серию в сторону типичного 2D beat-’em-up, растеряв по дороге всё то, что делало франшизу такой особенной.
Zombies Ate My Neighbors
Перед нами восхитительный проект от LucasArts, впечатливший многих игроков в своё время. Zombies Ate My Neighbors состоит из 48 уровней, на которых нам необходимо спасать соседей и отбиваться от всевозможных монстров. По ощущениям это аркадная игра, которая каким-то образом вобрала в себя лучшие черты жанра survival horror.
Среди всех 16-битных хорроров данный проект выделяется именно своим набором противников, который легко уделает даже большинство современных игр. К счастью, поиграть в Zombies Ate My Neighbors можно и сегодня, ведь в 2021 году она вместе с Ghoul Patrol получила переиздание для современных платформ.
Super Castlevania 4
Есть много замечательных игр про Castlevania, но лучшей традиционной олдскульной игрой по праву считается Super Castlevania 4. Что сделало эту игру по-настоящему особенной, так это возможность использовать хлыст во всех восьми направлениях. Это сильно повлияло на геймплей и буквально затмило все предыдущие части серии.
Благодаря этому игра стала гораздо более справедливой, но при этом всё ещё бросала вызов геймерам. Castlevania 4 фактически представляет собой ремейк первой части, что делает игру в какой-то степени знакомой, но вместе с тем новое управление значительно освежает прохождение. Несмотря на то, что Castlevania 4 можно назвать лучшей игрой той эпохи, серия может похвастаться и другими достойными частями.
Castlevania: Rondo of Blood
Данный тайтл вышел исключительно в Японии в дисковом издании на TurboGrafx-16, и очень жаль, что до западного рынка Rondo of Blood добралась лишь спустя десятилетие. В этой игре нельзя махать кнуто в восьми направлениях, как в Castlevania 4, но это компенсируется другими особенностями. Сюжет получился весьма впечатляющим для игры 1993 года, а история щеголяет отличными анимированными сценами.
В те времена они были ещё в новинку для видеоигр, поэтому выглядели особенно потрясающе. Приятное впечатление оставляет и музыка, и качественно проработанные уровни. Rondo of Blood – обязательная для прохождения часть Castlevania для всех фанатов серии, тем более что любимая всеми Symphony of the Night является её прямым продолжением.
Super Metroid
Хотя игру и не назовёшь традиционным хоррором, авторам Super Metroid всё же удалось создать довольно мрачную атмосферу, которая явно была вдохновлена классическими научно-фантастическими хоррорами. Кроме того, в игре присутствует несколько достаточно кровавых сцен.
Взять, к примеру, битву с боссом Крокомайром, лицо которого плавится во время сражения – выглядит весьма жестоко для такой старой игры. Super Metroid – один из величайших тайтлов за всю историю SNES, и даже в наши дни он смотрится вполне достойно. Великолепные боссы, весьма большая карта, а также лучший за всю серию сюжет и высокая реиграбельность – вот главные причины не откладывать знакомство с игрой на потом.
Doom
Все мы знаем, что изначально Doom выходил на ПК, но игра появилась в 16-битную эпоху и вышла в том числе SNES. В ней хватает хоррор-элементов – чего стоят одни лишь демоны и зомби. К слову, немногие осознают, что с технической точки зрения Doom – это игра про зомби, причём одна из лучших в истории.
В частности, Episode One – это лучшая работа Джона Ромеро в индустрии. А порт Doom для SNES – это, пожалуй, лучший олдскульный порт, по крайней мере, по части контента. Конечно, играть в него не очень удобно, но зато в комплекте собраны все три эпизода, а также схватка с финальным боссом. Этого нельзя сказать о всех остальных олдскульных портах, из которых нередко пропадает значительная часть контента.
Super Ghouls ‘N Ghosts
Старые игры 8- и 16-битной эпохи известны тем, что они гораздо сложнее современных. Многие геймеры просто не переносят такие тайтлы, но если вы готовы принять вызов, то обратите внимание на Super Ghouls ‘n Ghosts – одну из лучших (и самых сложных) игр на SNES.
Управление здесь на удивление удобное, уровни – разнообразные, а чувство гордости, которое появляется, когда вы с сотой попытки проходите особенно трудный уровень – бесценно. Увы, в наше время данная серия не пользуется особой популярностью, однако все её части достойны внимания.